Оставить отзыв
Закрыть
ФИО
E-mail
Сообщение
хотите ли вы получить ответ
Алматы Москва
(+7 727) 258-48-89
lexanalitik@lexanalitik.kz

Контактная информация

Экспорт нефти за пределы таможенной территории Республики Казахстан

Братусь Дмитрий, партнер

Журнал «Caspian» 1997 год

Перспективы кредитования экспортных операций

Нефтяной сектор промышленности является важнейшим звеном казахстанской экономики.

На уровне компетентных органов государственной власти решаются актуальные отраслевые проблемы: снижение объема затрат при одновременном росте производительности, создание рационального налогового и таможенного режимов, стимулирующих добычу и дальнейший экспорт нефтяных ресурсов и т.д. В Программе действий Правительства РК на 1996-1998 годы определены перспективы развития нефтяного комплекса:

  • освоение новых месторождений с обязательным применением наукоемких технологий; увеличение экспортного потенциала страны посредством осуществления грамотной фискальной политики;
  • привлечение иностранных инвестиций, в том числе, продажа акций местных производителей зарубежным компаниям, долевое участие инвесторов в развитии нефтяной индустрии (пример-строительство нефтепpoвoдa Тенгиз-Новороссийск).

Организованная система с6ыта сырья и продуктов нефтепереработки, учитывающая интересы государства и предпринимателей, желающих ста6ильно разместить капитал, способствует эффективному решению комплекса поставленных задач. В рассматриваемом контексте учитывается не только привлечение су6сидий зару6ежных банков и промышленно-финансовых групп, аккумулирующих денежные средства на счетах добывающих и перера6атывающих предприятий, но и создание разумных условий для проведения экспортных операций (вывоз нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории РК), заключение соответствующих межгосударственных соглашений, эффективное функционирование транспортных систем.

По словам президента государственной нефтяной компании «Казахойл» Нурлана Балгимбаева, «тесное сотрудничество с российскими коллегами позволяет поддерживать объем экспорта казахстанской нефти на уровне 5-6 млн.тонн в год» — это обеспечивает стабильные валютные поступления в государственный 6юджет.

Разведанные запасы природных ресурсов позволяют Казахстану занять лидирующее положение на мировом рынке в качестве крупнейшего поставщика нефти, представляют привлекательную область инвестирования: постоянный спрос на энергоносители и низкая себестоимость добываемого сырья обеспечивают надежность кредитной операции. Следует также учитывать и особенности разра6атываемых месторождений:

  • близкая расположенность нефтегазовых источников к поверхности земли — прикаспийские нефтяные районы;
  • высокая плотность скопления ископаемых, например, месторождение нефти «Тенгиз»;
  • повышенная калорийность нефти.

Основы функционирования магистральных трубопроводных систем транспортировки нефти

Транспортировка нефти осуществляется преимущественно железнодорожным транспортом, отсутствие технически развитой трубопроводной системы перекачки нефти затягивает освоение крупнейших месторождений, сдерживает поток инвестиций в перспективные проекты. Например, с определенными трудностями при экспорте топливного сырья столкнулась компания «Сhеvron», приступив к освоению уникального Тенгизского месторождения.

Властными органами республики заложены правовые основы функционирования магистрального трубопроводного транспорта. В смысле главы 8 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О нефти» от 28 июня 1995 г., собственник (государство, государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, частные лица) неделимых технологических систем транспортировки нефти наделяется правом фактического управления трубопроводом (если иное не оговорено Контрактом):

  • обеспечивает сбор, хранение, транспортировку нефти;
  • следит за состоянием промышленного оборудования, предохраняет системы транспортировки средствами электрохимической защиты от почвенной эрозии;
  • контролирует выполнение норм прохождения нефти и продуктов переработки;
  • разрабатывает долгосрочные прогнозы и текущие планы эксплуатации трубопровода;
  • эксплуатирует объект собственности в соответствии с правительственными требованиями о технической безопасности.

Указом «О нефти» установлены гарантии коммерческих интересов собственника (статьи 43 и 44):

  • требования уполномоченных гocyдapcтвенных органов, проверяющих организаций
  • (аварийных служб), должностных лиц относительно эксплуатации нефтепровода не должны превышать допустимых пределов, установленных соответствующими решениями Правительства;
  • предприятиям энергоснабжения запрещено устанавливать ограничивающие режимы энергопотребления без согласования с собственником (владельцем) трубопровода;
  • в охранной зоне магистрального трубопpoвoдa не разрешается проведение строительных и иных работ в отсутствие согласия собственника (владельца);
  • местные представительные и исполнительные органы не вправе вмешиваться в оперативную производственную деятельность магистрального трубопровода, связанную с процессами перекачки, хранения и распределения нефти.

Основные направления про граммы эффективного использования мощностей магистральных нефтепроводов регламентиpoвaны Постановлением Правительства РК «Об упорядочении экспорта нефти трубопроводным транспортом» (от 27 сентября 1996 г. № 1182).

Тарифные льготы при вывозе из Республики Казахстан нефти и нефтепродуктов местного производства предприятиями с иностранным участием.

Статья 95 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 г. №2368 (далее — Указ «О таможенном деле») устанавливает следующие условия вывоза нефти (продуктов переработки) из Рecпублики Казахстан: уплата вывозных таможeнных пошлин и внесение платежей, определенных на момент фактического перемещения товара, соблюдение мep экономической политики, выполнение иных требований действующего законодательства.

Постановлением Правительства РК «О внесении изменения в Постановление Пpaвительства Республики Казахстан от 12 марта 1996 г. № 299 от 28 июня 1996 г. № 810. в цeлях стимулирования экспорта, поощрения отечественных товаропроизводителей пpeдусматривается уплата таможенной пошлины исключительно при вывозе пшеницы, следовательно, нефть и переработанная продукция (авиационный или моторный бензин, реактивное или дизельное топливо, мазут, керосин, смазочные мacлa и т.д.) экспортируются за пределы таможенной территории Казaxcтaна 6ез уплаты таможенной пошлины.

Приложение №1 к Постановлению Правительства РК «О ставках акцизов на подакцизные товары производимые в Рecпублике Казахстан и игорный бизнес» от 31 декабря 1996 г. № 1747 устанавливает ставки акцизов на дизельное топливо — 6 экю за тонну, сырую нефть — 7 экю за тонну и бензин, за исключением авиационного — 31 экю за тонну. Отметим, при определении ставки акциза на бензин законодатель прямо исключает авиационный бензин из перечня подакцизных товаров. Таким образом, при перемещении авиационного 6ензина с таможенной территории Республики Казахстан экспортер не уплачивает акциз на данную продукцию.

Согласно Инструкции «О взимании таможенных платежей», утвержденной Приказом таможенного комитета РК от 11 сентября 1995 г. № 106-П (далее — Инструкция)  при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан уплачивается таможенный сбор в размере 0,2 % от таможенной стоимости товapa. Данный вид платежа  представляет собой компенсацию затрат государства на содержание таможенного аппарата — экспортер возмещает фактические расходы, связанные с таможенным оформлением экспортной операции. Таможенный  сбор уплачивается дo или в день принятия таможенной декларации.

Правильное определение таможенной стоимости товара особенно влияет на верный расчет внешнеторговой сделки и размер таможенных платежей. Согласно Указа «О таможенном деле», таможенной стоимостью вывозимого товара (экспортируемая нефть, продукты переработки) является цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за данный товар на момент пересечения таможенной границы РК. При расчете таможенной стоимости к стоимости товара, указанной в контракте, добавляются транспортные расходы, расходы на страхование, иные расходы, которые необходимо прямо или косвенно осуществить экспортеру при доставке товара в страну-импортер. Таким образом, таможенная стоимость вывозимого топливного сырья — это его чистая цена + все сопутствующие расходы, связанные с экспортом данного товара в иностранное государство.

Сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, должны быть количественно определимыми и подтверждаться документально. Для контроля стоимости товара таможенные органы располагают информацией по идентичным, однородным товарам, а также справочниками и каталогами цен, и в случаях, когда стоимость оформляемого товара резко отличается от сложившегося уровня цен на такие же товары, таможенные органы имеют право потребовать дополнительные документы, подтверждающие заявленную стоимость товapa. К таким документам могут относиться банковские справки о проплате контрактов, копии мемориальных ордеров и т.д. Если на момент оформления товара проплата не осуществлена, таможенные органы имеют право воспользоваться условными ценами по имеющейся в их распоряжении ценовой информации, а после подтверждения банковскими документами заявленной экспортером стоимости произвести перерасчет и возврат излишне уплаченных денежных средств.

Отметим, положения казахстанского законодательства не достаточно совершены в части определения круга лиц, ответственных за уплату таможенных платежей.

Согласно пункта 3.2 Инструкции, до помещения сырья или продуктов нефтепереработки в режим экспорта ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик – лицо фактически ответственного за использование транспортного средства. При вывозе товаров за пределы таможенной территории РК ответственность за уплату таможенных платежей несет экспортер (пункт 3.2.2. Инструкции).

При производстве таможенного оформления товаров ответственным зa уплату таможенных платежей является декларант — лицо, предъявляющее нефтепродукты от своего собственного имени (или таможенный брокер, представляющий интересы экспортера на основании договора поручения/комиссии). На практике таможенные органы РК не фиксируют пристальное внимание на субъекте, уплачивающем таможенные платежи (продавце или покупателе нефтепродуктов, вывоза пределы таможенной территории РК). Более того, при осуществлении поставки по договору купли-продажи лицо, заключившее внешнеторговый договор и выступающее при совершении сделки в роли продавца (при экспортных операциях) товаров, перемещаемых через таможенную границу РК, несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

Рекомендация: продавцу товара (местное перерабатывающее или добывающее предприятие) и экспортеру (иностранный инвестор) целесообразно оформить достигнутое соглашение о сотрудничестве договором поручения или комиссии.

Подобное соглашение:

  • внесет определенность во взаимоотношения сторон по сделке. Продавец сможет, согласно казахстанскому законоgательств8у, представлять интересы (выступать от имени) инвестора в таможенных органах;
  • в итоге, позволит компании-инвестору сэкономить денежные cpeдcmвa. При пpeдъявлении сертификата происхождения товара и договора поручения/комиссии декларант, по решению таможенного органа, может быть освобожден от уплаты таможенного сбора (0,2%).

Особенности льготного налогообложения

В соответствии с условием статьи 62 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. № 2235, экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Казахстан. Например, правительственным Соглашением «О принципах взимания налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров (работ и услуг) между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой» подписанным 18 февраля 1997 г., предусмотрено обложение операций по экспорту —  импорту продуктов нефтепереработки по принципу места назначения товара: казахстанское топливо, экспортируемое на таможенную территорию Кыргызской Республики не облагается налогом на добавленную стоимость, однако, товары, произведенные в Кыргызстане и импортируемые на таможенную территорию Республики Казахстан облагаются налогом на добавленную стоимость согласно требованиям местного законодательства.

Вопросы избежания двойного налогообложения разрешаются Республикой Казахстан на основе двух- или многосторонних соглашений.

В Казахстане заметно возрастает тенденция вовлечения в национальную экономику иностранного капитала посредством расширения налоговых льгот. Действующее законодательство обеспечивает возможность отмены основной массы налогов, сборов и платежей в зависимости от особенностей вложения и оборота инвестируемых ресурсов.

В контексте рассматриваемой ситуации важное значение отводится нормам Положения «О системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами», утвержденным Указом Президента РК от 5 апреля 1997 г. № 3445 (далее — Положение). В соответствии с пунктом 5 Положения, инвесторы, осуществляющие экспорт готовой продукции, полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин на ввозимое оборудование сырье, материалы и комплектующие изделия, используемые при строительстве нового производства, в сроки установленные Контрактом с Комитетом по иностранным инвестициям РК. Согласно названному Указу, основное условие льготного налогообложения — развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, расширение инфраструктуры казахстанских предприятий. Фактически нормы инвестиционного законодательства предусматривают комплексный (корпоративный) оборот денежных средств иностранных партнеров: желающим очень выгодно экспортировать нефть и любые иные товары, производимые в стране предлагается принять участие в развитии смежных отраслей, как то: энергетического комплекса (электрические и тепловые станции), телекоммуникационных сетей, обеспечении деятельности железных дорог и железнодорожного транспорта. Отметим, отказ предпринимателя от дополнительного участия в приоритетных секторах промышленности никоим образом не ущемит его коммерческие интересы в основной сфере деятельности (экспорт нефти и нефтепродуктов), только лишит дополнительных преимуществ, ограничит область контроля и влияния. Более того, в случае ухудшения налогового климата, иностранные предприятия, ссылаясь на «ухудшение положения иностранных инвесторов», могут обращаться с соответствующими заявлениями в Главную налоговую инспекцию Министерства финансов РК.

Оформление экспортной операции

На вывозимый товар (нефть и продукты ее перегонки) должен иметься сертификат происхождения — документальное подтверждение завода-изготовителя о качестве товара.

Приложениями № 2, 4 и 6 к Постановлению Правительства РК «О лицензировании экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в Республике Казахстан» от 30 июня 1997 г. № 1037 в перечне товаров, экспортируемых на основании лицензии, а в отдельных случаях по дополнительному разрешению Правительства РК, топливное сырье и производные продукты (бензин, мазут, керосин, и т.д.) не указываются в качестве объектов лицензирования. Следовательно, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с вывозом за пределы таможенной территории РК названных товаров осуществляется в отсутствие какихлибо специальных разрешений Правительства РК и не лицензируется.

Постановление Правительства РК от 19 июня 1997 г. № 994, которым внесены некоторые изменения и дополнения в Постановление Правительства РК от 28 июля 1995 г., устанавливает обязательную регистрацию контрактов купли-продажи товаров, в том числе нефти и продуктов нефтепереработки, (с последующим представлением свидетельства о регистрации в таможенные органы) по сделкам, где одной из сторон выступает государственное предприятие (пункт 8 Постановления). Если сторонами договора куплипродажи являются негосударственные хозяйствующие субъекты данное требование не обязательно к исполнению. В дополнение отметим, согласно «Перечню утративших силу некоторых решений Правительства РК», утвержденному Постановлением Правительства РК от 12 марта 1996 г. N 298, утратило силу Постановление Кабинета Министров РК «О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) на территории Республики Казахстан» от 6 июля 1995 г. №1002, соответcтвенно не действует Приложение №3 к данному Постановлению, устанавливавшее перечень стратегически важных товаров, как то: сырой нефти (включая газовой конденсат), нефтепродуктов и природного газа, экспорт которых регистрировался. Поэтому договор, заключенный на территории РК иностранной компанией с продавцом казахстанского товара оформляется в соответствии с правилами проведения биржевых торгов и представление в таможенные органы свидетельства о регистрации сделки не является обязательным.

В соответствии с Положением «Об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан», утвержденного Таможенным комитетом РК 20 июня 1997 г. №159-П и Постановлением правления Национального банка РK от. 23 мая 1997 г. № 229, если по условиям заключенного контракта предусмотрена оплата вывозимого товара до завершения таможенного оформления экспортной операции, инвестор заполняет и подписывает от своего имени паспорт сделки, который представляется в банк. Одновременно с паспортом сделки по экспорту субъект обязан представить в банк экземпляр контракта — основание паспорта сделки, оформляемого в трех экземплярах.

Выводы

Унификация законодательства Республики Казахстан в соответствии  международными нормами и правилам и определяет совершенствование национальных таможенных правил, технологии таможенного оформления. Преследуя цели структурной перестройки нефтяного комплекса, удовлетворения внутренних потребностей в топливом сырье, развития инфраструктуры отрасли, Казахстан целенаправленно поощряет приток иностранных инвестиций и, в сравнении с прочими нефтедобывающими (нефтеперерабатывающими) регионами СНГ, предлагает иностранным компаниям наиболее выгодные условия вложения капитала.

Впечатляющий фактор обеспеченности возможных кредитных линий (разведанные объемы полезных ископаемых в стране оцениваются в 1 триллион 126 миллиардов долларов), солидный кадровый потенциал, либерализация внешнеэкономической сферы деятельности, законодательное стимулирование интереса зарубежных компаний к национальному топливно-энергетическому комплексу, стремление государства разделить риск с частными компаниями объясняют стремительный выход на мировую арену Республики Казахстан в качестве надежного делового партнера.