Оставить отзыв
Закрыть
ФИО
E-mail
Сообщение
хотите ли вы получить ответ
Алматы Москва
(+7 727) 258-48-89
lexanalitik@lexanalitik.kz

Контактная информация

Вопросы ликвидации филиала и представительства юридического лица-нерезидента

Сомова Ольга, Управляющий партнер

Журнал «Нерезиденты» № 5 2006 год

Ликвидация филиала или представительства юридического лица ­нерезидента с точки зрения законодательства РК означает регист­рацию прекращения его деятельности или снятие филиала (представительства) с учетной регистрации. Термин «ликвидация» в отношении структурных подразделений юридического лица в законодательстве РК не употребляется, за исключением единичных случа­ев, косвенно связанных с данным вопросом.[1] Поэтому при рассмотрении данной темы мы будем говорить о снятии филиала или представи­телъства с учета или о государственной регистрации прекращения их деятельности, не касаясь принудительного порядка.

Законодательство устанавливает единые требования к порядку снятия с учета филиала (представительства) казахстанского юридического лица и филиала (представительства) юридического лица — нерезидента. Соглас­но действующим правилам[2], снятие с учета филиала или представитель­ства представляет собой несложную процедуру, связанную с подачей не­обходимого пакета документов в ре­гистрирующий орган[3]. Можно ска­зать, что действия юридического лица в данном случае носят явочный характер, поскольку отказ в снятии филиала с учетной регистрации воз­можен только в случае недостатков представленного пакета документов (отсутствие какого-либо из документов, принятие решения об упраздне­нии филиала или представительства неуполномоченным лицом).

Согласно действующему порядку, для того, чтобы «беспрепятственно» снять филиал (представительство) с уче­та, юридическому лицу в регистрирую­щий орган необходимо представить:

  • заявление установленного об­разца о снятии филиала (предста­вительства) с учета;
  • решение уполномоченного органа юридического лица об упраздне­нии филиала (представительства);
  • подлинники свидетельства об учетной регистрации филиала (представительства), положения и статистической карточки филиала (представительства);
  • квитанцию (копия платежного поручения) об уплате сбора за регистрацию прекращения дея­тельности филиала (представи­тельства);
  • справку налогового органа по местонахождению филиала (представительства) об отсут­ствии налоговой задолженности.

При условии правильного формирования пакета документов через 10 дней со дня получения заявления о снятии филиала (представительства) с учета регистрирующий орган изда­ет приказ о снятии с учета филиала (представительства), аннулировании свидетельства об учетной регистра­ции филиала (представительства) и внесении в реестр и электронный банк данных сведений о прекраще­нии деятельности филиала (предста­вительства). Принимая во внимание состав требуемого пакета докумен­тов, его формирование не вызывает сложностей. Все из перечисленных документов, кроме справки об отсут­ствии налоговой задолженности, юридическое лицо может подгото­вить самостоятельно. При подготов­ке решения о ликвидации следует иметь в виду, что в решении необхо­димо указать лицо, уполномоченное на осуществление процедуры регис­трации прекращения деятельности филиала (представительства). В этом случае это лицо сможет обратиться с соответствующим заявлением в реги­стрирующий орган. Простота опи­санной в законодательстве процеду­ры заканчивается при попытке филиала (представительства) юридическо­го лица получить справку об отсут­ствии налоговой задолженности.

Такая справка должна выдаваться налоговым органом по запросу юри­дического лица не позднее 5 рабочих дней с момента поступления запроса и содержать объективную информа­цию об отсутствии или наличии на­логовой задолженности филиала (представительства). При этом в слу­чае непредставления налогоплатель­щиком (налоговым агентом) и его структурными подразделениями налоговой отчетности на дату представле­ния запроса справка об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика не выдается[4].

Для того чтобы понять, почему филиалам (представительствам) трудно получить такую справку, необходимо обратиться к требованиям, предъявляемым законодательством при ликвидации юридического лица. Установленный порядок предусмат­ривает закономерные отличия в представляемом в регистрирующий орган пакете документов, но в рас­сматриваемой ситуации нам инте­ресна разница в порядке получения справки в налоговом органе об от­сутствии налоговой задолженности.

В отличие от филиалов (предста­вительств), юридические лица при своей ликвидации, в соответствии с правилами, установленными Нало­говым кодексом, обязаны совершить следующие действия:

  • в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликви­дации, письменно уведомить об этом налоговый орган[5];
  • подать заявление в налоговый орган о проведении документаль­ной проверки в связи с ликвида­цией юридического лица[6].

То есть для того, чтобы юридичес­кое-лицо получило справку, которая также необходима ему для представ­ления в регистрирующий орган, ему предстоит пройти налоговую провер­ку, оплатить задолженность (в случае ее выявления), и только после этого он получит справку. Но такие требования установлены только для юридических лиц. Филиал (предста­вительство) не является юридичес­ким лицом. Однако при обращении в налоговый орган за получением справки об отсутствии налоговой за­долженности в связи с прекращени­ем деятельности налоговый орган потребует обратиться с заявлением о про ведении документальной провер­ки в связи с прекращением деятель­ности филиала (представительства), причем без проведения такой провер­ки в выдаче справки будет отказано.

Если опираться на содержание действующих правовых норм, то дей­ствия налоговых органов в рассмат­риваемой ситуации являются одно­значно неправомерными. Как уже от­мечалось выше, филиал — не юриди­ческое лицо, и требования налоговых органов о проведении налоговой про­верки не имеют под собой законных оснований. То есть при прекращении деятельности филиала юридического лица — нерезидента справки об отсут­ствии налоговой задолженности должны выдаваться по запросу на­логоплательщика без проведения проверки на основании данных пос­ледней налоговой отчетности, пред­ставленной в налоговый орган.

Однако, как уже отмечалось выше, практическая сторона вопроса скла­дывается иначе. Налоговые органы стремятся провести налоговые про­верки до прекращения деятельности филиала (представительства) для того, чтобы сверить правильность расчетов налогоплательщиков с бюджетом и не возвращаться к вопросу исполнения ими налоговых обязательств в бли­жайшие пять лет после прекращения филиалом (представительством) сво­ей деятельности.

Если руководствоваться только пра­вовой оценкой рассматриваемой ситуации, то отказ налогового органа в вы­даче справки без проверки ущемляет права и законные интересы налогопла­тельщиков-нерезидентов. Однако в этом вопросе есть и другой аспект.

Система налогообложения в целом строится на принципах обязательнос­ти уплаты налогов; определенности; справедливости налогоо6ложения; единства налоговой системы; гласно­сти налогового законодательства.

Названный выше принцип един­ства налоговой системы означает, что налоговая система РК является единой на всей территории РК в от­ношении всех налогоплательщи­ков[7]. Налогоплательщиками, в соот­ветствии с Налоговым кодексом, оп­ределены лица, являющиеся платель­щиками налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет. Если обратиться к статьям Налогового кодекса, устанавливающим какие-либо обяза­тельства для налогоплательщиков ­юридических лиц, то легко можно за­метить, что для тех видов налогов, которые уплачиваются налогоплатель­щиком самостоятельно, обязательства накладываются на резидентов и нере­зидентов, осуществляющих деятель­ность на основе постоянного учреж­дения. По этому основанию, условно и применительно к рассматриваемой ситуации, можно выделить две кате­гории налогоплательщиков: резиден­ты и нерезиденты[8]. Мы не станем ос­танавливаться на этих понятиях, в про­веденном разделении нас интересует субъект ответственности за исполне­ние налоговых обязательств. Филиал (представительство) является посто­янным учреждением юридического лица — нерезидента. Нерезиденты, осуществляющие свою деятельность на территории РК через постоянное учреждение, уплачивают все налоги и обязательные платежи в бюджет на­равне с юридическими лицами — ре­зидентами. Кроме того, при обложе­нии дохода нерезидента, осуществля­ющего деятельность через постоянное учреждение, в дополнение к корпора­тивному подоходному налогу его чи­стый доход подлежит налогообложе­нию по ставке 15%. В данном случае, если говорить о риске государства по неисполнению налоговых обязательств, который всегда есть, он ста­новится выше в случае неисполнения налоговых обязательств нерезиден­том, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение, поскольку его налоговые обязатель­ства перед бюджетом РК превышают налоговые обязательства юридическо­го лица — резидента, и при ликвида­ции такого налогоплательщика нали­чие или отсутствие субъекта ответ­ственности за исполнение им налого­вых обязательств является особенно актуальным.

В случае с резидентом субъект налогового обязательства и субъект ответственности находятся на терри­тории РК. Поэтому при прекращении деятельности филиала (представительства) юридического лица — резидента субъектом ответственности за исполнение налогового обязательства, возникшего из деятельности филиала (представительства), оста­нется юридическое лицо, находяще­еся на территории РК. В этом случае риски государства по неисполнению налоговых обязательств можно счи­тать минимизированными, по край­ней мере, на законодательном уров­не. Соответственно можно говорить об отсутствии необходимости проводить документальную проверку фи­лиала до прекращения его деятельно­сти при выдаче справки об отсут­ствии налоговой задолженности.

В случае с нерезидентом, осуще­ствляющим деятельность через по­стоянное учреждение, субъектом от­ветственности за неисполнение им налоговых обязательств является само юридическое лицо — нерезидент. Однако с практической точки зрения, и это хорошо понятно налоговым органам, гораздо легче получить ис­полнение или привлечь к ответствен­ности субъекта, к которому можно обратиться (у которого есть офис и конкретные люди, ответственные за ведение бизнеса), нежели к далеко­му нерезиденту, находящемуся вне юрисдикции Республики Казахстан. Соответственно при прекращении деятельности филиала (представи­тельства) юридического лица — нере­зидента отсутствие требования о про­ведении документальной налоговой проверки до прекращения деятельно­сти естественным образом увеличи­вает риск государства по неисполне­нию или ненадлежащему исполне­нию налоговых обязательств таким налогоплательщиком. В этом контек­сте требование о проведении доку­ментальной налоговой проверки при ликвидации юридического лица есть не что иное, как мера, направленная на уменьшение риска государства по неисполнению налоговых обяза­тельств налогоплательщиком.

Следовательно, если вернуться к принципу единства налоговой систе­мы и разделения налогоплательщиков на категории резидентов и нерезиден­тов, можно сказать о том, что в отно­шении одной из этих категорий — нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через постоянное учреж­дение, — в законодательстве отсутству­ет важное правило, направленное на сокращение рисков государства по не­исполнению налоговых обязательств. Несмотря на то что филиал (предста­вительство) юридического лица — не­резидента не является юридическим лицом, он выступает самостоятель­ным налогоплательщиком, и к нему, как к налогоплательщику, должны применяться единые правила, дей­ствующие в настоящий момент лишь для резидентов. В пользу этого выво­да говорит также тот факт, что в слу­чае прекращения деятельности филиала (представительства) юридическо­го лица — нерезидента, так же как в случае прекращения деятельности юридического лица-резидента, по­лучить исполнение налогового обяза­тельства, с практической точки зрения, будет невозможно. Однако даже оп­равданность и разумность действий налоговых органов в рассматривае­мой ситуации не способны придать им законный характер.

В этой связи тем нерезидентам, которые осуществляют свою дея­тельность на территории РК через постоянное учреждение, при полу­чении справки об отсутствии нало­говой задолженности важно пони­мать правоту своей позиции, но при этом соизмерять собственные риски. Если проведение налоговой провер­ки для прекращения деятельности филиала (представительства) не представляет проблемы, то, возмож­но, было бы лучше ее провести и, тем самым, получить гарантию и уверенность в отсутствии претензий по исполнению налоговых обяза­тельств со стороны налоговых орга­нов РК. Если же налоговая провер­ка в силу определенных причин нежелательна, то вам придется запас­тись аргументами для обоснования своей позиции и приготовиться к использованию юридических мето­дов взаимодействия с налоговыми органами, включая обжалование их незаконных действий в вышестоя­щие инстанции и, скорее всего, в судебные органы.

_______________________________

[1] Словосочетание «ликвидированные филиалы (представительства)» используется в пункте 16 Пра­вил государственной регистрации юридических лиц, учетной регистрации филиалов и представительств: «Тер­риториальный регистрирующий орган обязан направлять в комитет сведения о зарегистриро­ванных, перерегистрированных и ликвидированных филиалах (представительствах) по мо­демной связи, а при необходимости — на бумажных носителях или дискетах».

[2] Снятие филиала или представительства юридического лица с учетной регистрации регулируется:

1) Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года N2 2198 (по тексту — Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц»);

2) приказом председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республи­ки Казахстан «Об утверждении Правил государственной регистрации юридических лиц и учет­ной регистрации филиалов и представительств» от 23 апреля 1999 года № 66 (по тексту — Пра­вила гос. регистрации юридических лиц, учетной регистрации филиалов и представительств).

[3] Территориальные подразделения Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Рес­публики Казахстан.

[4] Пункт 20 Правил ведения лицевых счетов, утвержденных приказом председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 23 декабря 2003 года № 530.

[5] Пункт 7 статьи 69 Налогового кодекса Республики Казахстан.

[6] Подпункт 6 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса Республики Казахстан.

[7] Статьи 4 и 8 Налогового кодекса Республики Казахстан.

[8] Налоговый кодекс выделяет и иные категории налогоплательщиков по иным основаниям.